Что такое речевое дыхание и зачем его развивать оратору?
У человека различают два типа вдыхания — речевое и физиологическое. Второе производиться автоматически. Вдох и выдох осуществляется через нос. При этом глубина вдоха равна глубине выдоха. В отличие от него речевое дыхание произвольное. И оно производится так: один глубокий, но короткий вдох, пауза и длительный выдох. В его процессе совершается речевой акт. Соответственно, чем длиннее и тише человек выдыхает, тем более связные звуки в его речи.
Правильно развитое речевое дыхание оказывает непосредственное влияние на постановку голоса и речи:
- Возможность человека произносить слова по звукам четко и разборчиво;
- Умение соблюсти необходимые паузы, произнося длинные предложения;
- Правильное выделение нужной устной информации интонацией;
- Возможность досказать фразу до конца.
Впервые с проблемой постановки речевого дыхания человек сталкивается в дошкольном возрасте. Малыш не в состоянии правильно рассчитать глубину вдоха. Соответственно к концу фразы ему не хватает дыхания. И он добирает воздух. Но это влияет на силу голоса. Поэтому предложение он обычно начинает звонко и внятно. А к концу говорит невыразительно и почти шепотом.
С подобного рода проблемами сталкиваются начинающие ораторы. В своих первых выступлениях перед аудиторией они стушевываются и под воздействием волнения начинают добирать воздух на середине фразы. Это делает их речь менее внятной и выразительной. Плюс сводит к нулю все усилия сделать акценты интонацией в монологе.
Решить проблему качественно самостоятельно вряд ли выйдет. Обыватель плохо ориентируется в том, как устроен речевой центр и какие упражнения нужны для его правильной постановки. Придется обращаться за профессиональной помощью. Стоит отметить, что это как раз та категория занятий, которые предпочтительно посещать индивидуально. В этом случае тренер сможет быстро определить наличие дефектов и посоветует действенные упражнения.
Особенности постановки речевого дыхания
Дыхательный аппарат — надежная опора каждого ритора. Примечательно, что у каждого опытного оратора хорошо развит артикуляционный аппарат. А для регулировки правильной глубины и длины вдоха задействован ряд внутренних органов: диафрагма, межреберные и брюшные мышцы. Физиологически процесс происходит так: объем воздуха, который человек успел захватить при глубоком коротком вдохе, раздвигает нижние ребра. Диафрагма при этом сокращается. А передняя стенка брюшной полости выдвигается незначительно вперед. Незначительная задержка дыхания позволяет активизировать голосовой аппарат. На этой стадии многие новички делают непростительную ошибку. Они расслабляют мышцы грудной клетки и брюшной полости сразу после вдоха. Это делает речь менее выразительной, несуразной. И приводит к том, что выдохнутого воздуха не хватает, чтобы закончить фразу. При выдохе воздух должен выходить из легких. А нижние ребра восстанавливать свое первоначальное положение. Диафрагма постепенно опускается.
Предложенными на индивидуальных занятиях упражнениями по постановке речевого дыхания и технике речи планируется достигнуть:
- Плавного, без толчков выхода воздуха из легких на речевом выдохе;
- Умения контролировать работу мышц, которые должны сохранять активность, но не быть напряжены;
- Возможности не задумываться о том, как правильно дышать, а сосредоточиться на тексте публичного выступления;
- Экономичного расхода воздуха при произнесении долгих фраз.
Преимущества занятий с тренером
При занятиях с профессионалом и участии в организованных им мастер-классах будущий оратор осваивает навыки речевого дыхания быстрее и эффективнее. Есть специалист, который оценит степень прогресса. И по необходимости определит, на какие аспекты нужно обратить больше внимания.
Ключевую роль в вопросах ораторского искусства играет взгляд со стороны. И даже если выступающему кажется, что его речь безупречна, окружающие могут думать иначе.
Предлагаемый курс упражнений по ораторскому мастерству позволит постепенно увеличить свой потенциал. Их можно выполнять как с тренером в его аудитории, так и самостоятельно, следуя его подсказкам в видеокурсе. По необходимости можно получить консультацию. Данная практика пригодится тем, чья деятельность требует повышенной речевой активности. Это касается педагогов, дикторов, комментаторов, журналистов, политиков, общественных деятелей и прочих.