«Подводные камни» самостоятельного обучения
Самая большая проблема, которая подстерегает самоучек — это неправильная расстановка акцентов. От недопонимания сути выбранных для изучения дисциплин и приемов у обывателя складывается неверное восприятие, что важно, а что второстепенно. На практике возникает ситуация, что человек тратит уйму времени и сил на овладевание определенным информационным блоком. А его знание для эффектного и грамотного изложения своих мыслей перед целевой аудиторией может и не понадобиться. И при этом, наоборот, может упустить очень важные детали.
Еще одна сложность — недопонимание сути ораторского мастерства. Ведь умение излагать свои мысли без запинок — это половина успеха. Важно еще, чтобы:
- Мышление человека было четким, лаконичным и логичным;
- Личность обладала особой харизмой, способной привлечь внимание публики;
- Будущий оратор владел лайфхаками, как преодолеть чувство страха и нерешительности при подготовке выступлению на публике перед многотысячной аудиторией.
Кроме чистоты и грамотности речи, необходимо еще позаботиться о сопутствующих факторах. Постановка мимики, жестов, развитие правильного речевого дыхания, дикции, эмоций и артикуляции. В одиночку, не зная основ логопедии и дефектологии, это сделать крайне сложно. Ведь в процессе публичного выступления у аудитории не должно быть поводов для насмешек над выступающим. Они должны внимать его речи и четко представлять то, о чем он говорит. Соответственно жесты, эмоции и мимика должно вторить той информации, которую он излагает.
Еще один минус самоучек — «перегорание». В любом деле важен азарт и желание. Если долго нет результатов какого-либо вида деятельности, то вполне закономерно у учащегося пропадает стимул в дальнейшем обучении. Чтобы этого избежать, профессиональный курс по риторскому мастерству гарантирует определенные результаты после конкретного количества занятий — одного, двух, пяти. Если овладевать этими навыками самостоятельно, то тут никаких гарантий. Плюс сам ученик не в состоянии адекватно оценить уровень прогресса. А эффективность советчиков вроде друзей и родственников равна нулю.
Целесообразность занятий с учителем
Учителем по ораторскому мастерству должен быть не просто человек, который умеет красиво и лаконично изъясняться. Или на трибуне перед многотысячной аудитории способен чувствовать себя естественно и непринужденно. Хотя это, несомненно, важно. Это должен быть:
- Специалист в области фонопедии, логопедии и дефектологии;
- Реально практикующий мастер;
- Человек, умеющий донести информацию до учащегося в доступной форме;
- Преподаватель, заинтересованный в результатах своего обучения;
- Харизматическая и вызывающая симпатию личность.
При обучении для новичка не должно остаться непонятных терминов и выражений. Задача тренера правильно изложить теорию, убедиться, что учащийся усвоил ее. И при этом ни на минуту не прекращать практиковать. Для этого должна быть предусмотрена форма как очного, так и дистанционного обучения. Хотя видеоуроки не должны быть только самоучителем по ораторскому мастерству. Тренер должен держать обратную связь с учащимися. Хорошо, если есть возможность получить консультацию индивидуально. Это поможет определить базовые недочеты и наметить те аспекты, над которыми еще планируется поработать.
Стоит ли полагаться на индивидуальные занятия?
Многие уверенны, что индивидуальные занятия по технике речи как нельзя лучше помогают обучиться предмету. С одной стороны, это так. Ведь в таком формате тренер способен уделить учащемуся максимум своего времени, вернуться к тому, что усвоено плохо или требует шлифовки. Плюс это позволит определить проблемные места и сориентировать будущего оратора, над чем нужно потрудиться. С другой стороны, этот подход эффективен, но не для всех.
Жажда соревнований и авантюризм для некоторых людей делает вариант с групповыми занятиями на мастер-классах более результативным. Такие новички быстрее усваивают курс, если видят результат своих стараний и моментально сравнивают его с успехами других учащихся. Их это стимулирует работать эффективнее и с максимальной отдачей.
Вопрос в стоимости услуг тренера стоять не должен. Любой труд, в том числе и интеллектуальный, должен быть вознагражден. А для учащегося это может быть дополнительным стимулом совершенствовать свои навыки ораторского мастерства ведь за занятия уже были потрачены деньги из личного бюджета.