Основные причины возникновения страха
Научно доказано, что один и тот же текст человек способен изложить без волнения, четко и выразительно с глазу на глаз другому человеку. Если же с той же задачей его поставить у трибуны, на которую обращено внимание нескольких тысяч зрителей, то столь эффектно высказаться получится не у всех. Интересно, что такой же результат будет при общении на камеру или в микрофон радиостанции. Ведь оратор понимает, что идет трансляция и его речь увидит или услышит многомиллионная аудитория. Значит, все дело в психологическом восприятии своих действий.
Многие практикующие ораторы уверенны, что частое выступление на публике делает границы волнения менее ощутимыми. Поэтому после каждого десятого, двадцатого, тридцатого и так далее монолога страх немного притупляется. Можно начать с курсов по риторике и ораторскому мастерству, чтобы правильно расставить акценты, понять причины своих переживаний и постараться поработать с ними для искоренения.
В числе наиболее часто описываемых проблем начинающих риторов:
- Отсутствие диалоговой поддержки. В разговоре с коллегой, родственником, знакомым мы понимаем, что человек нас слушает по его мимике, жестам, короткосложным ответам и возгласам. При выступлении перед многотысячной аудиторией получить ответную реакцию крайне сложно. Ведь сосредоточившись на тексте выступления, оратор не в состоянии заглянуть каждому зрителю в глаза и понять какой отклик его речь получает. Это может стать причиной накатившегося приступа паники, что является врагом четкой и связанной речи;
- Давление обстановки. Пафосное объявление, большой зал, трибуна на сцене, микрофон, в который слышен каждый вдох выступающего — все это оказывает на него дестабилизирующее воздействие. Человек понимает, что не имеет права на ошибку, не может позволить себе сделать оплошность. От этого и волнуется. В бытовом разговоре на ту же тему, он был бы в состоянии прекратить его в любой момент. Тем самым сняв с себя ответственность за излагаемую информацию. При выступлениях на публике этого сделать нельзя. Придется выстоять до конца;
- Контроль ситуации. Каждый новичок не до конца осознает, что-то, как пойдет его выступление, зависит только от него. Его основной страх связан с риском потерять самообладание. Он боится, что общение с многотысячным зрителем пойдет не по задуманному сценарию, и он не сможет выйти из сложившейся ситуации. И тогда запускаются физиологические процессы. Надпочечники вырабатывают гормон страха — адреналин. Это приводит организм в состояние нервозности. Ввиду чего учащается дыхание, повышается мышечное напряжение, увеличивается потоотделение. Человек быстро поддается панике, забывает, что хотел сказать и изъясняется невнятно, без интонации;
- Неправильные акценты при концентрации внимания. В идеале оратор за трибуной должен быть уверен в своих словах. Этого можно достигнуть при полной отрешенности от происходящего и 100% концентрации на тексте монолога, предлагаемых аргументах. Если выступающий дал страху овладеть собой, то он переключается именно на него. Поэтому не может думать ни о чем другом, кроме провала. Во время занятий тренер по сценической речи научит человека справляться со своим психоэмоциональным состоянием. А также сможет донести, что контроль ситуации исключительно в руках выступающего;
- Оценивающие факторы. Выступление на публике всегда связано с оценкой окружающих того, кто выступает. Поэтому выходят к аудитории, оратор понимает, что зритель пристально следит за его внешним видом, жестами, мимикой, артикуляцией. Соответственно поток мыслей вроде «как я выгляжу?», «как смотрится мой костюм?», «правильную ли позу я выбрал (ла)?» отвлекает от сути проблемы, которая должна была излагаться. Причина этого страха банальна. Выступающий хочет нравиться публике. При этом в погоне за симпатиями теряет самое важное — ее внимание. Ведь большинство собравшихся желают услышать важную и необходимую для них информацию, а не обсудить насколько ритору идет оправа его очков или туфли сочетаются с нарядом.
Как помогут тренировки?
Профессиональные курсы по подготовке к публичным выступлениям позволят человеку, только начинающему свою ораторскую деятельность:
- Поверить в себя и в свое умение качественно контролировать ситуацию;
- Определить, какие причины вызывают страх и научиться его подавлять;
- Суметь привлечь внимание публики к себе и удерживать его на протяжении всего монолога;
- Улучшить дикцию и научиться правильно расставлять акценты с помощью интонации;
- Расширить свой кругозор и словарный запас;
- Научиться пользоваться лайфхаками для придания речи эмоционального окраса;
- Суметь минимизировать количество дискредитирующих жестов и мимических выражений.