Красивая, грамотная, четкая речь — признак уверенности. На лекциях, где ритор постоянно извиняется, запинается и высказывает предположения вроде «видимо», «возможно», «ориентировочно» откровенно скучно. Избежать канцеляризма и сделать свой монолог увлекательным поможет ряд методик от тренера по ораторскому мастерству. Можно ли рассчитывать на эффективное самостоятельное обучение?
Правила уверенного монолога
Правило № 1. Четкая, грамотная, правильно поставленная речь.
Спикер должен говорить без дефектов. Шепелявость или невозможность четко выговорить звук «р» — не «изюминка», а признак того, что существуют недоработки в технике речи. И их нужно исправлять с логопедом. Плюс это может смущать самого выступающего, снижая его уверенность в себе. Ритор должен иметь богатый словарный запас, уметь употреблять словосочетания к месту и в нужном значении, чтобы избежать двусмысленных трактовок.
Он должен уметь вариативно подходить к формированию монолога. И уметь адаптироваться к любым поворотам ситуации на сцене. Не зря убедительны те политики и журналисты, которые в состоянии дать услышать публике то, что она хочет слышать. Только так можно убрать картавость и шепелявость.
Правило № 2. Отсутствие эмоциональных, психологических, физиологических блоков.
В этом случае очень важно преодолеть те психо-эмоциональные барьеры, которые вызывают у оратора чувство скованности и страха перед многотысячной аудиторией. Нужно уметь преодолевать панические атаки и получать положительный энергетический заряд от той публики, перед которой проходит выступление. Физиологические блоки — это зачастую неправильная постановка речевого дыхания (ощущение нехватки воздуха при длительном изъяснении своих мыслей в одном предложении) и слабая артикуляционная мускулатура (чувство боли в губах и мышц лица, задействованных в речевом акте). Все это подлежит тренировке. При соблюдении рекомендаций наставника проблем не возникнет.
Правило № 3. Выразительный голос.
Приятны бархатные и многогранные голоса. Отчасти это обусловлено природными данными. Во многом это зависит от наличия вредных привычек, хронических заболеваний дыхательной системы, образа жизни и правильной осанки.
Но по большей части — это результат напряженных и регулярных тренировок голоса. Они принадлежат тем людям, которые в полной мере овладели техникой управления тоновым диапазоном и тембром. Этому учат профессиональных актеров, журналистов, дублеров и дикторов. Способность имитировать нежные женские, грубые мужские и писклявые детские голоса — выгодный навык для оратора.
Правило № 4. Эмоциональный окрас речи.
Монотонная лекция с растянутыми словами и паузами скучна и неинтересна. Гораздо больше привлекает публику риторика, где выступающий демонстрируют свое эмоциональное отношение к тому, что он излагает.
Для более эффектной подачи можно использовать:
Возможности артикулярного аппарата;
Синхронизацию содержания с мимикой;
Активную жестикуляцию;
Смену интонаций для создания акцентов;
Многогранную смену тембров голоса;
Методику увлеченного рассказа от первого лица;
Внешнюю притягательность с учётом специфики целевой аудитории;
100% согласие со всем, что выражает ритор на сцене.
Отстаивая свою точку зрения, оратор более уверен в суждениях. Он готов к непредвиденным поворотам сценария. И в состоянии быстро среагировать на апелляцию оппонентов.
Правило № 5. Работайте с отдачей.
Выходя на сцену, не стоит упиваться собственным величием или похвалой к себе. Всегда нужно помнить о целях, которые преследует спикер. Если речь идет о политических лозунгах с трибуны, то нельзя ставить первой целью победу на выборах или получение высоко поста. В речи должна светиться уверенность в реализации тех положительных изменений, которые наступят при условии доверия аудитории конкретному кандидату. Когда на кону защита научного труда, самоцелью не может быть упование на гениальность автора. Важно то, насколько эффективны изложенные в докладе, дипломной или докторской работе трактование и какая польза от проведённых исследований.
Для руководителя предприятия — выступление перед коллективом не сводиться к напоминанию о его возможностях как работодателя. Это должен быть акцент на возможностях рабочих при наличии такого управления.
Как действовать?
Самостоятельно обучиться ораторскому мастерству возможно. Но это долго, хлопотно и не всегда доступно. Ввиду невозможности грамотно организовать свое рабочее время, правильно расставить акценты, совместить отдых, работу и самосовершенствование, эффективность самостоятельного учения невелика. Другое дело записаться на профессиональные курсы. Можно заниматься индивидуально или в группах. Первый вариант нужен на первой стадии, когда предстоит поработать над дыханием и техникой речи. Практические занятия по умению держаться на публике и фиксировать внимание на себе целевой аудитории лучше проводить в группе.
Современные технологии позволяют обучаться дистанционно с видеоуроками и консультациями тренера по всем возникшим в процессе изучения материала вопросам. Это позволит не терять время на пробки, поездки в учебные классы. А также совмещать основную работу, семейные дела, общественные поручения.
Мастер-классы будут полезны тем, кто имеет определённые задатки и навыки, но желает их усовершенствовать и оточить. Часто подобные мероприятия заказывают в рамках корпоративного обучения для отделов договорных отношений или по связям с общественностью крупных компаний.